Рубрика МКБ-10: G80.9
МКБ-10 / G00-G99 КЛАСС VI Болезни нервной системы / G80-G83 Церебральный паралич и другие паралитические синдромы / G80 Детский церебральный паралич
Определение и общие сведения[править]
Детский церебральный паралич (ДЦП) — хроническое патологическое состояние, характеризующееся ограничением двигательных возможностей, обусловленное поражением головного мозга, которое обнаруживается на ранних этапах жизни и не связано с прогрессирующими заболеваниями.
Термин «ДЦП» не обозначает какого-то определённо- го заболевания, однако полезен в терапевтическом отношении, поскольку позволяет выделить контингент детей с непрогрессирующей спастичностью, атаксией или непроизвольными движениями, которым необходимо проведение комплексного лечения и формирования двигательных навыков для максимально возможной реабилитации.
Читайте также: Дегенеративный кальциноз аортального клапана код по мкб 10
Детский церебральный паралич наблюдают у 0,1-0,2% детей, причём среди недоношенных и детей с низкой массой тела при рождении его частота достигает 1%.
Этиология и патогенез[править]
Причину часто бывает сложно установить, однако важную роль играют внутриутробные нарушения, неонатальная желтуха, родовая травма и асфиксия новорождённых.
Клинические проявления[править]
Выделяют следующие формы ДЦП, по К.Н. Семеновой: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая, атонически-астатическая и гемиплегическая формы.
■ Спастическая диплегия (болезнь Литтла)
По распространённости двигательных расстройств является тетрапарезом, однако руки поражаются в значительно меньшей степени, чем ноги. У детей со спастической диплегией чаще всего наблюдают задержку психического развития. У 70% детей со спастической диплегией наблюдают речевые расстройства.
■ Двойная гемиплегия
Тетрапарез, при котором руки поражены в такой же или большей степени, как и ноги. Всегда преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет тонических рефлексов, которые у здорового ребёнка исче- зают на протяжении первых недель жизни. Наблюдается олигофрения в степени тяжёлой дебильности, имбецильности или даже идиотии.
■ Гиперкинетическая форма
Наиболее частый этиологический фактор — билирубиновая энцефалопатия («ядерная желтуха»). При данной форме ДЦП наряду с параличами и парезами наблюдают гиперкинезы различного характера. Речевые нарушения присутствуют у 90% больных, чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект в большинстве случаев снижен нерезко.
■ Атонически-астатическая форма
Отличие от остальных характеризуется низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Речевые расстройства наблюдают у 60-75% детей. В 55% случаев, помимо тяжёлых двигательных нарушений, имеет место олигофрения в степени дебильности или имбецильности.
■ Гемиплегическая (гемипаретическая) форма
В 80% случаев развивается в период новорождённости. В зависимости от выраженности двигательных расстройств классифицируют как гемиплегию или гемипарез. В силу трофических расстройств у детей наблюдают замедление роста костей с укорочением длины паретичных конечностей и последующими скелетными деформациями. У 25-35% детей присутствует олигофрения в степени дебильности, реже имбецильности. Речевые расстройства наблюдают у 25-35% детей.
Сопутствующие нарушения
Симптоматическая эпилепсия развивается приблизительно у 25% больных. Возможны глазодвигательные и зрительные нарушения. У детей с гиперкинетической формой ДЦП, вызванной билирубиновой энцефалопатией, часто выявляют нарушения слуха.
Детский церебральный паралич неуточненный: Диагностика[править]
Диагноз ДЦП основывается на клинических критериях и может быть установлен на 1-м году жизни, поэтому дети группы высокого риска по формированию ДЦП должны находиться под тщательным динамическим наблюдением. До 2 лет сложно определить атонически-астатическую форму ДЦП: перед развитием характерных двигательных синдромов у детей преобладают отставание в моторном развитии, патология мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.
Лабораторные исследования целесообразно проводить в тех случаях, когда неясна первичная причина поражения ЦНС или предполагается наличие генетического дефекта.
Инструментальное обследование: методы нейровизуализации (КТ и МРТ головного и спинного мозга) помогают идентифицировать патологию глубинного белого вещества, обусловленную перивентрикуляной лейкомаляцией и исключить наличие врождённых пороков развития ЦНС.
Дифференциальный диагноз[править]
Важно дифференцировать специфические синдромы ДЦП от прогрессирующих наследственных неврологических нарушений или от патологии, при которой необходима хирургическая коррекция.
Детский церебральный паралич неуточненный: Лечение[править]
Цель лечения заключается в выработке максимально возможного для данного пациента спектра навыков самообслуживания для социальной независимости.
Показание к госпитализации: симптоматическая эпилепсия, коррекция нарушений слуха и зрения, ортопедическая хирургическая коррекция, физиолечение.
Немедикаментозное лечение: работа по восстановлению познавательной деятельности и речи, ЛФК, массаж, санаторно-курортное лечение, ортопедический режим и протезирование, а также физиотерапевтическое лечение и трудотерапия.
Лекарственная терапия: антиконвульсанты, антиспастические ЛС, ЛС для коррекции дизурических расстройств, ноотропы.
Хирургическое лечение: коррекция ортопедической патологии.
Примерные сроки временной нетрудоспособности: диагноз ДЦП предполагает стойкую нетрудоспособность (инвалидность) пациента.
Дальнейшее ведение и обучение больного: медико-социальная реабили- тация, профессиональная ориентация, психологическая адаптация семьи пациента.
Профилактика[править]
Прочее[править]
Прогноз
Адекватное комплексное использование всех форм медикаментозного и немедикаментозного лечения в сочетании с социально-психологической адаптацией являются залогом эффективной реабилитационной терапии ДЦП. Наличие симптоматической эпилепсии всегда ухудшает прогноз заболевания, так как ограничивает проведение реабилитационных мероприятий и усугубляет интеллектуальные расстройства пациента.
Источники (ссылки)[править]
Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии [Электронный ресурс] / Под ред. А.А. Баранова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009.